на главную Eximneon.ru
 
 
Неоновая реклама: расходные материалы
расходные материалы
 
 
Крупные форматы
крупные форматы
 
 
Магистральные щиты
магистральные щиты
 
сити форматы
сити форматы
 
 
Реклама на транспорте
реклама на транспорте
 
 
Двусторонние клеящие ленты и пленки, изделия на их основе
клеящие ленты
 
 
материалы для печати
материалы для печати
неон  неон
 
Наружная рекламаОбзоры рынка → Наружная реклама на Олимпиаде. Москва-80


– МОСКВА
В 1980 году страна готовилась встретить свои первые Олимпийские игры с размахом. Москвичи, оставшиеся в те совсем не жаркие июльские дни в столице, потом долго вспоминали атмосферу олимпийских недель.

Наружная реклама на Олимпиаде. Москва-80

Москва за несколько дней буквально преобразилась: исчезли толпы приезжих, снующих по столичным магазинам и скупающих все подряд, в самих магазинах появились товары, которые еще недавно трудно было достать. В метро диктор объявлял остановки сначала на русском, а затем — на английском языке, по улицам города гуляли группы иностранных гостей. Вопреки ожиданию, их было не так много. Не все пошло гладко — из-за введения советских войск в Афганистан спортсмены и туристы из многих стран на Московскую олимпиаду просто не приехали.

И все же москвичи в эти дни получили редкую возможность порадоваться чистоте столичных улиц, их праздничной освещенности, отсутствию хулиганов и пьяных. Заботиться о «фасаде» московские власти всегда умели. Готовиться к проведению игр в Москве начали заранее: решением Мосгорисполкома от 27 февраля 1976 года. № 470 в соответствии с решением Президиума Совета Мииист-ров СССР (протокол заседания от 7 января 1976 года. № 1, п. XXI) было организовано Главное управление по подготовке г. Москвы к проведению XXII Олимпийских игр (Главмосолимпиада).

На Главное управление были возложены функции заказчика по проектированию и строительству всех олимпийских объектов, комплектация и реализация фондов на оборудование, мебель, инвентарь и др.; обеспечение контроля за проектированием и строительством олимпийских объектов; подготовкой их к эксплуатации, а также контроль готовности учреждений культурно-бытового и медицинского назначения, транспорта, торговли и общественного питания.


Приблизительно с того же времени в оформлении города, в витринах магазинов, в экспозициях выставок появляется олимпийская символика — пять цветных переплетенных между собой колец, официальный флаг Международного олимпийского комитета (МОК), который представляет собой белое полотнище без окаймления, с расположенными в центре пятью цветными переплетенными кольцами и официальный олимпийский девиз: «Citius, altius, fortius» («Быстрее, выше, сильнее»).


Это была инициатива московских организаций, учреждений и предприятий. Их мотивация понятна — все с нетерпением готовились к долгожданной Олимпиаде. Но, увы, не учли, что порядок использования олимпийской атрибутики строго регламентирован правилами Олимпийской хартии. В частности, там записано: «Национальные олимпийские комитеты не могут использовать олимпийский флаг, символ и девиз без специального разрешения МОК, за исключением официального олимпийского дня».

Конечно же, были приняты меры, проведены многочисленные заседания и разъяснительная работа с населением. Был проведен городской двухнедельный семинар но вопросам художественного оформления Москвы к Играм Олимпиады, на который были приглашены представители других олимпийских городов — Таллинна, Ленинграда, Киева и Минска. С несанкционированным появлением эмблем было покончено. Но нельзя сказать, что Москва обошлась без праздничного олимпийского украшения. Напротив, столица получила небывалое убранство — такое глобальное комплексное решение по оформлению праздничных мероприятий было новшеством не только у нас, но и зарубежом.

Для украшения московских улиц, мимо международной олимпийской символики, специально к Играм был разработан свой фирменный стиль. Он включал в себя официальную эмблему Олимпиады-80, официальный талисман, официальный шрифт, спортивные пиктограммы и пиктограммы сервиса. Автором всем хорошо знакомой официальной эмблемы Олимпиады-80 (пять переплетенных колец в основании, и от них с двух сторон вверх устремляются по три стилизованные дорожки стадиона, увенчанные пятиконечной звездой), является тогдашний студент Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего. Строгановского) В.Арсентьев.

Примечательна история ее создания. В стремлении иметь эмблему, выполненную на высоком художественном уровне, Оргкомитет Олимпиады-80 в 1975 году объявил конкурс. Восемь с половиной тысяч авторов — художники, архитекторы, представители самых различных профессий — прислали свои предложения, свыше 26 тысяч эскизов. И не только из Советского Союза, но и из Венгрии, ГДР, Индии, Канады, Кубы, Поль-ши, Мали, ФРГ и Чехословакии. Все предложения были рассмотрены квалифицированным жюри, и предпочтение было отдано эмблеме, разработанной В.Арсентьевым.

Всем миром выбирали и кандидата на официальный талисман Олимпиады-80. Ведущий телевизионной передачи «В мире животных» Василий Песков обратился к зрителям с просьбой высказать свое мнение, каким должен быть официальный талисман Олимпиады-80. Это предложение вызвало огромный интерес и вылилось во всенародное обсуждение. Вот что писал позже Песков: «Более 40 тыс. писем пришло из всех уголков нашей страны от людей разного возраста, разных профессий, разной степени знания нашей природы, но очень горячих, заинтересованных писем». Предлагали «кандидатуры» зубра, орла, пчелы, лошади, собаки и даже петуха. Но все же победу одержал медвежонок — 80% телезрителей отдали ему свои голоса.

А изобразил медвежонка Мишу московский художник, иллюстратор детских книг Виктор Чижиков. Конечно, эмблема и талисман Олимпиады-80 заняли центральные места в комплексе художественного оформления столицы, но кроме того нужно было помочь приезжим ориентироваться в незнакомом городе. Поэтому всюду появились пиктограммы. Спортивные пиктограммы разработал московский художник Н.Белков — в то время дипломник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, для которого разработка спортивных пиктограмм стала дипломной работой.

В качестве прототипа он использовал систему пиктограмм, разработанную «зубром» мирового графического дизайна Отлом Айхером для известной фирмы ЭР КО в 1972 году. А для средств справочно-информационной службы Олимпиады-80 систему графических символов создавал коллектив художников Мастерской прикладной графики Комбината графического искусства МОХФ РСФСР (В.Акопов, М-Аникст, А.Гурков, Г.Дауман, В.Дьяконов, В.Железняков, А.Крюков, В.Мирошин, И.Тихомиров, Б.Трофимов, А.Шумилин). Всего было разработано 224 оригинальных знака сервиса, которые прошли апробацию на патентную чистоту и были утверждены оргкомитетом «Олимпиады-80».



Прежде всего были определены необходимые виды сервиса, предприятия торговли, питания, бытового обслуживания, спортивные сооружения, транспорт и т. д. В соответствии с этим все пиктограммы были разбиты на 8 групп. Цельность и стилевое единство всей системы позволили идентифицировать знаки как в рамках отдельной группы, так и во всей системе. Например, пиктограммы «блинная», «вареники», «пельмени», «пирожки», «шашлычная», «чебуречная» решались в виде стилизованной поясной фигуры повара, держащего на подносе соответствующее блюдо. Такой же принцип использовался во всех остальных группах. Как правило, фигуры, элементы, используемые в пиктограммах, имели единый характер рисунка и масштаб изображения.

Кроме пиктограмм сервиса, были разработаны графические средства информации. Всюду, где проходили соревнования, в нужных местах были сделаны надписи на трех языках: трибуна, сектор, вход, ложа, ряд, места, буквенные обозначения в соответствии с аккредитацией, типовые указатели. Эти надписи имели единые типоразмеры, цвет и выполнялись официальным шрифтом Олимпиады-80 — гарнитурой «фугура медиум» типа «гротеск». Специально для Олимпиады московским художником А.Музановым было разработано кириллическое начертание этого шрифта. Благодаря использованию единого шрифта, тексты на олимпийскую тематику существенно отличались от других надписей, которых в любом большом городе встречается бесчисленное множество.

Самое большое распространение имели, конечно, писанные тексты, но широко применялись и аппликативные, накладные, объемные — граненые, полуовальные, из полос на ребро, коробчатые и другие варианты букв в текстах. Такое же многообразие приемов использовалось и при изготовлении основы, на которой монтировались буквы. Применялись рейки, решетки, экраны с разнообразной фактурной обработкой. Кроме того, Всесоюзным научно-исследовательским институтом полиграфии был разработан цветовой спектр, он состоял из шести основных цветов — светло-зеленого, зеленого, голубого, красного, оранжевого и желтого, а также одного дополнительного — золотого. В этой работе приняли участие художники О.Безухов, А.Музанов и В.Кобрин.

Проектировщики и оформители, готовившие Москву к Олимпиаде, стремились решить весь комплекс художественных средств олимпийского оформления в творческой увязке с архитектурной средой города, создать продуманный и цельный ансамбль. Стояла задача органично соединить с олимпийским нарядом столицы все элементы постоянного городского оформления: средства монументальной пропаганды, различные виды художественного оформления (лозунги, панно, плакаты), элементы рекламы (культурно-зрелищной, торговой, бытового и коммунального обслуживания), а также разнообразные средства справочно-информационной службы.

Поэтому самым тщательным образом обследовалась оформляемая территория, учитывались все положительные и отрицательные моменты: с одной стороны: — четкость планировки, цельность архитектурной застройки, наличие хороших зон для восприятия, благоприятное освещение, доступность для пешеходов; с другой — запутанность планировки, разнохарактерность и разностильность застройки, наличие нескольких идущих в разных направлениях интенсивных транспортных потоков. Определялись зоны восприятия, выявлялись самые отдаленные точки хорошей видимости и т.д.

Городскую среду «держали» установки с официальной олимпийской эмблематикой, их дополняла архитектура малых форм, установки городской коммуникации и светографическая информация. О полицветии праздничного убранства олимпийской Москвы «Правда» писала: «Кажется, над городом поднялась невидимая глазу гигантская призма и, преломив лучи света, разбрызгала повсюду цвета спектра — голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный».

Смотрите также:


eximneon.ru